Значение программы для развития отрасли электроэнергетики
Концепция «Цифровая трансформация 2030» предполагает полное преобразование энергетической электросетевой инфраструктуры до 2030 года посредством внедрения цифровых технологий. Представляя концепцию на Совете директоров ПАО «Россети» 21 декабря 2018 г., генеральный директор «Россетей» Павел Ливинский подчеркнул высокую значимость выхода компании на новый уровень технологической эффективности. Она должна стать ключевым фактором повышения надежности и качества электроснабжения потребителей, а также будет способствовать развитию новых сервисов.
Ставки и риски этой программы очень велики, ведь речь идет о компании, от деятельности которой напрямую зависит стабильность инфраструктуры экономики, — на ее долю приходится более 75% услуг по передаче электрической энергии в РФ. ПАО «Россети» — это фактически элемент электроэнергетической триады страны «генерация электроэнергии — сетевые компании — сбытовые компании», а именно сетевые компании. Они на рынке РФ представлены, главным образом, ФСК ЕЭС и ПАО «Россети». При этом ФСК занимается передачей электроэнергии по Единой национальной электрической сети (ЕНЭС), то есть магистральным высоковольтным линиям, и является субъектом естественной монополии, тарифы ФСК регулируются государством. Ключевым акционером ФСК являются «Россети» (80,13%). Есть еще один важный аспект взаимоотношений ФСК и «Россетей».
Таким образом, в программе «Цифровая трансформация 2030» речь идет о цифровизации одного из крупнейших электросетевых комплексов в мире: 2,35 млн. км линий электропередачи, 507 тыс. подстанций трансформаторной мощностью более 792 ГВА. В 2018 году полезный отпуск электроэнергии потребителям составил 761,5 млрд. кВт·ч. Имущественный комплекс ПАО «Россети» включает 35 дочерних и зависимых обществ, в том числе 15 межрегиональных и магистральную сетевую компанию.
Общественности подробности построения цифровой сети были представлены в ходе «Российского инвестиционного форума — 2019», который прошел в Сочи 14 — 15 февраля 2019 г. Отраслевые СМИ отметили главные элементы стратегии:
Свою оценку предстоящим свершениям дал Александр Новак, министр энергетики РФ:
Ключевая идея проекта «Цифровая трансформация 2030» — самоокупаемость проекта: в цифровые преобразования будет вложена огромная сумма — 1,3 трлн. руб., а период самоокупаемости составит 14 лет. Каким образом можно достичь такого результата? За счет нового подхода к планированию инвестпрограммы ПАО «Россети».
По состоянию на 2018 г. общий объем инвестпрограммы, которая началась в 2010 г., составил 1,7 трлн. руб. Он был разделен между несколькими крупными направлениями финансирования: новое строительство (27%), реконструкция существующих мощностей (25%), техприсоединение новых потребителей (24%), обеспечение льгот по техприсоединению (20%). Эти направления суммарно забирали 96% инвестиций.
Однако, как утверждается в материалах «Россетей», текущий уровень цифровизации не в состоянии обеспечить качественного повышения эффективности управления сетями. Более того, наблюдается дальнейший рост доли устаревшего оборудования. Для решения всех накопившихся проблем модернизации предлагается использовать фактор цифровизации сетей ПАО «Россети».
В соответствии с новыми представлениями, в общем объеме инвестпрограммы «Россетей», объем которой к 2030 г. достигнет 3 трлн. руб., непосредственно на цифровизацию придется значительная доля общего объема – 46%, то есть порядка 1,3 трлн. руб.
При этом заметно снизится финансирование реконструкции старых фондов и нового строительства: существенная доля задач технической модернизации будет решаться за счет цифровизации, а затраты на новое строительство сократятся за счет более эффективного использования имеющихся мощностей.
Если внимательно посмотреть на цифры распределения средств инвестпрограммы нарастающим итогом до 2030 г., то с учетом погрешности вычислений этих данных (1%, то есть 30 млрд. руб.) можно увидеть, что к нулю стремятся затраты на реконструкцию сетей, новое строительство и техприсоединение (оба вида: льготное и обычное,- суммарно).
Иными словами, данная диаграмма говорит о том, что практически вся инвестпрограмма «Россетей» направляется на цифровизацию. В частности, новых существенных инвестиций в развитие техприсоединения не предполагается – достаточно уже вложенных средств. Аналогично не предполагается серьезных инвестиций в реконструкцию: поскольку, по оценкам ПАО «Россети», уже построено слишком много неиспользуемых мощностей, то именно цифровизация поможет лучше управлять уже построенными мощностями, а введение платы за сетевой резерв мощности, на которой настаивает компания, создаст необходимую финансовую подпитку.
Выделим основные источники финансирования мероприятий, относящихся, собственно, к цифровизации сетевого комплекса ПАО «Россети»:
Проект новой стратегии развития «Россетей», который по состоянию на осень 2019 г. находится на рассмотрении в Минэнерго РФ, предусматривает выход в новые рыночные сегменты с целью получения новых доходов, в том числе, в формате ГЧП, например, коммерческие проекты городского освещения, услуги обработки данных и т.д. К 2030 г. «Россети» хотели бы иметь долю нетарифной выручки на уровне 30% (в 2017 г. она не превышала 10%). Появление новых видов деятельности не является отдельной целью проекта, подчеркивается в документах ПАО «Россети», но позволяет увеличить объем нетарифных доходов и общесистемных эффектов.
Наибольший интерес в списке источников финансирования представляют собственные инвестсредства. «Россети» заявляют, что готовы профинансировать 75% всей суммы, которая требуется для программы цифровизации, то есть 975 млн. руб.
При этом сетевая составляющая тарифа не увеличится, обещают в «Россетях»: на цифровизацию направят часть средств со статей строительства и реконструкции, около 20% предполагается высвободить из сумм, которые сегодня идут на льготное техприсоединение и перекрестное субсидирование, 25% предполагается привлечь за счет внешних инвестиций.
Так, рамках «Российского инвестиционного форума — 2019», прошедшего в Сочи 14 — 15 февраля 2019 г., «Россети» заключили меморандум о сотрудничестве с ВЭБ.РФ, предусматривающий финансирование цифровизации. По условиям документа, стороны готовы определить проекты, направленные на развитие и внедрение цифровых технологий в электросетевом комплексе, в том числе, с использованием российской высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Для реализации подобных проектов ВЭБ.РФ готов финансировать покупателей такой продукции по льготной ставке.
На форуме «Россети» предложили РФПИ рассмотреть возможность участия в финансировании ряда проектов цифровой трансформации электросетевого комплекса.
Ключевая идея перераспределения инвестпотоков в программе «Цифровая трансформация 2030» заключается в том, что средства, сэкономленные за счет внедрения новых технологий, вновь направляются на проекты дальнейшей цифровизации.
Новые модели подготовки специалистов
Ключевая задача HR «Россетей» на ближайшие пять лет — это создание будущего и развитие существующего кадрового потенциала как платформы для качественного изменения отрасли.
Начиная с первого этапа внедрения цифровых технологий компании потребуются сотрудники с новыми компетенциями в связи с появлением новых видов оборудования, подходов к проектированию и обслуживанию электрических сетей, что влечет за собой модернизацию существующей системы подготовки и переподготовки кадров. Фокус будет смещен на более высококвалифицированные должности для сотрудников, обладающих знаниями и навыками в области новых цифровых технологий.
Необходимо отметить дефицит специалистов в области автоматизации технологических процессов и информационных технологий. В условиях дефицита таких сотрудников на рынке компания «Россети» планирует создать корпоративный университет, корпоративный центр оценки персонала и сеть энергокружков для школьников в рамках реализации цифровой трансформации электросетевого комплекса.
С помощью корпоративного университета компания планирует унифицировать и усовершенствовать программы подготовки персонала, а также внедрить единые направления обучения по направлениям цифровизации. Центр подготовки персонала позволит закрыть корпоративные потребности в комплексной оценке персонала от этапа подбора до формирования и развития кадрового резерва. Также корпоративный центр оценки позволит сформировать проектные команды с учетом результатов оценки личностных компетенций.
Энергокружки для школьников позволят привлечь молодежь к получению профессии электротехнического профиля и позволят продвигать бренд компании. Занятия будут проходить в форме очного курса для учеников 7-9 классов с проведением практических и лабораторных работ.
Создание корпоративного университета планируется в 2020–2022 годах, энергокружки для школьников стартуют в 2019-2020 годах.
Система энергетического менеджмента
В компании внедрена и сертифицирована Система энергетического менеджмента (СЭнМ) в соответствии со стандартами ISO 50001:2018 «Системы энергетического менеджмента – Требования с руководством по применению».
Система энергетического менеджмента Общества является современным и прогрессивным управленческим инструментом, объединяющим и консолидирующим деятельность Общества в области повышения энергоэффективности на всех управленческих уровнях.
Область применения СэнМ: оказание услуг по передаче, распределению электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.
В ПАО «Россети Московский регион» утверждена Политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащая приверженность и обязательства высшего руководства Общества.
Стандарт ISO 50001:2018, содержащий требования к СЭнМ, является общепризнанной в мире платформой для совершенствования деятельности, направленной на энергоэффективность, применительно для электросетевой компании:
Система энергетического менеджмента Общества
Снижение потерь, экономия ТЭР и воды прежде всего обеспечивается за счет оптимизации режимов работы оборудования, автоматизации учёта энергоресурсов, модернизации и технического перевооружения объектов Общества, применения энергоэффективных технологий.
Выбрав стандарт ISO 50001:2018, как основу для улучшения, ПАО «Россети Московский регион» стремится соответствовать в области повышения энергоэффективности лучшим отечественным и зарубежным практикам и использовать наилучшие доступные технологии.
Политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Сертификат ГОСТ Р ИСО 50001:2012
Сертификат ISO 50001:2018
Крайне неравномерный уровень модернизации инфраструктуры
В Программе инновационного развития «Россетей» подчеркивается, что «модернизация существующих энергосистем на обновленной технико-технологической базе, не говоря о перестройке энергосистемы на новых, инновационных принципах, требует в силу ее масштаба, сложности и критического характера для функционирования экономики и общества, огромных инвестиций и иных видов ресурсов». Отмечается, что такая ситуация характерна для других стран, и в большинстве стран мира она усугубляется следующими факторами:
Такое положение дел привело к перекосу в инвестировании: недоинвестирование в модернизацию одних сетевых активов и активную технико-технологическую модернизацию других.
Первое следствие сложившейся практики — моральное и физическое старение активов ПАО «Россети», высокий уровень износа сетевой инфраструктуры, а также нарастающий уровень износа инфраструктуры.
Второе следствие ситуации, складывавшейся в течение многих лет, — крайне высокий разброс уровня текущей цифровизации в структуре электроэнергетического комплекса: от 60-80%, сравнимых в ряде случаев с лучшими международными показателями, на сетях ФСК ЕЭС до нуля на устаревших линейных подстанциях.
Целевые ориентиры цифровой трансформации
Согласно тексту концепции, цифровая трансформация должна обеспечить российский рынок современными технологическими решениями, применение которых обеспечит компании преимущество в темпах снижения удельных операционных и инвестиционных затрат, оптимизирует развитие, содержание инфраструктуры и структуру управления технологическими процессами. С этих позиций, основные практические задачи концепции «Цифровая трансформация 2030» включают:
Заданы конкретные значения целевых параметров:
Международный стандарт 1366 IEEE Guide for Electric Power Distribution Reliability Indices описывает методы расчета указанных показателей надежности.
SAIDI System Average Interruption Duration Index) – эквивалентная продолжительность перерывов в электроснабжении на одного потребителя, показывает среднее время отключения одного потребителя в системе электроснабжения.
где: Ni – количество потребителей в системе, где был перерыв в электроснабжении (i); ri – время перерыва(i), в часах; Nt – общее количество потребителей в системе.
SAIFI (System Average Interruption Frequency Index) – эквивалентная частота перерывов в электроснабжении на одного потребителя, показывает среднее число перерывов на одного потребителя, который был отключен, в течение определенного периода времени. Рассчитывается по формуле:
i – число перерывов, от 1 до n; Ni – число потребителей в системе, где был перерыв в электроснабжении (i); Nt – общее количество потребителей в системе.
Центр цифровых разработок в электроэнергетике
Первым документом, подписанным в ходе стартовавшего 21 октября 2019 г. форума «Открытые инновации», стало соглашение между фондом «Сколково» и компанией «Россети». Среди прочего, оно предполагает запуск в Сколково Центра компетенций в области цифровых решений и технологий ПАО «Россети».
Соглашение направлено на развитие исследований и разработок для масштабной цифровой трансформации электроэнергетической отрасли с привлечением уникальных компетенций участников и партнеров «Сколково». Компания «Россети» получает статус ключевого партнера Фонда «Сколково».
Документ предполагает, что на территории «Сколково» будут создавать и отрабатывать цифровые и инновационные решения в области управления активами электросетевого комплекса, технологии современного учета энергопотребления и системы киберзащиты, а также интерактивные приложения и сервисы взаимодействия с потребителями услуг.
Павел Ливинский, глава «Россетей», оценил общий объем соглашений и заказов между сколковскими компаниями и «Россетями» примерно в 2 млрд. руб.:
Ту масштабную программу цифровой трансформации, которую мы проводим, невозможно осуществить без стратегических партнеров. Это новый этап развития сотрудничества между крупнейшей электросетевой компанией в мире и инновационным центром «Сколково». Консолидация усилий энергетиков и науки позволит отрабатывать крайне важные для функционирования и развития энергосистем передовые решения и принципиально новые подходы.
В будущем технологические решения Центра цифровых разработок будут применяться на энергообъектах во всех регионах , пообещал Павел Ливинский.
Утраченные связи энергетической промышленности с научно-исследовательскими организациями
Еще один существенный вызов для успешной цифровизации — восстановление утраченного инновационного цикла: фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские разработки — головные образцы – производство. Для того чтобы задача «Цифровая трансформация 2030» была успешно решена в полном объеме требуется:
Однако на вопросы госучастия в реализации крупномасштабных отраслевых программ существенно влияют макроэкономические условия, а они в последние годы тоже существенно меняются.
В будущем технологические решения Центра цифровых разработок будут применяться на энергообъектах во всех регионах России, пообещал Павел Ливинский.
Предыдущий опыт модернизации инфраструктуры
В Программе инновационного развития ПАО «Россети» на период 2016–2020 гг. и с перспективой до 2025 г. зафиксирован ряд ключевых направлений развития в области технологических инноваций:
В соответствии с ними определены ключевые мероприятия Программы:
В рамках программы реализован ряд решений, в которых апробированы передовые технологии:
Проект включает: реализация релейной защиты присоединений и автоматики управления выключателями 110 кВ, 10 кВ на базе ПТК (программно-технического комплекса) iSAS, с резервированием традиционными микропроцессорными терминалами, в части автоматики выключателей, защиты трансформатора и защиты шин 10 кВ. ПТК защиты и управления оборудованием подстанции.
Подводя итог проектам, выполненным в Калининградской области, генеральный директор «Янтарьэнерго» Кирилл Юткин рассказал в интервью «Российской газете»:
Сами проекты были начаты еще раньше: в 2015 году в рамках национальной технологической инициативы EnergyNet компания «Янтарьэнерго» приступила к созданию цифрового района электрических сетей (РЭС) на территории Калининградской области.
Опыт создания цифрового РЭС
Цифровой РЭС – это район электрических сетей, обладающий распределительной сетью с высоким уровнем автоматизации, что обеспечивает наблюдаемость сети в режиме реального времени, позволяет реализовать функции самодиагностики и самовосстановления технических систем, а также интеллектуальный учет электроэнергии. Для создания цифрового РЭС выбрали два района: Мамоновский и Багратионовский, где на тот момент отмечались наихудшие технологические показатели по электроснабжению.
АО «Янтарьэнерго» использовало инновационные решения отечественных производителей (группа компаний «Таврида Электрик» и консорциум компаний-партнеров) для создания передовой структуры Smart Grid – они внедряются с целью повышения надежности электроснабжения, снижения времени ликвидации аварий, сокращения недоотпуска электрической энергии и оптимизации эксплуатационных затрат.
В 2016 году была создана система распределенной автоматизации сетей 15 кВ. В существующую сеть были интегрированы «умные» устройства — реклоузеры, которые позволяют без участия оперативного персонала автоматически находить и выделять повреждённый участок, сохраняя электроснабжение основной части потребителей. Проект «Цифровой РЭС» на тот момент не имел аналогов в отечественной практике, да и по сравнению с аналогичными проектами за рубежом имел ряд существенный преимуществ.
Помимо реклоузеров (сетевых выключателей), было установлено порядка 12 тысяч индивидуальных приборов учета. На следующих этапах проекта была внедрена единая система оперативного управления всем набором оборудования.
О достигнутых результатах рассказывает Кирилл Юткин:
Реализация программы инновационного развития показала болевые точки массового внедрения передовых технологий в практическую деятельность энергетических предприятий. К ним, в первую очередь, относятся проблемы тиражирования типовых решений на устаревшую инфрастуктуру, а также отсутствие нужных для таких процессов технологий.
Ключевая идея проекта «Цифровая трансформация 2030» – самоокупаемость проекта: в цифровые преобразования будет вложена огромная сумма – 1,3 трлн. руб., а период самоокупаемости составит 14 лет. Каким образом можно достичь такого результата? За счет нового подхода к планированию инвестпрограммы ПАО «Россети».
Выделим основные источники финансирования мероприятий, относящихся, собственно, к цифровизации сетевого комплекса ПАО «Россети»:
Так, рамках «Российского инвестиционного форума — 2019», прошедшего в Сочи 14 – 15 февраля 2019 г., «Россети» заключили меморандум о сотрудничестве с ВЭБ.РФ, предусматривающий финансирование цифровизации. По условиям документа, стороны готовы определить проекты, направленные на развитие и внедрение цифровых технологий в электросетевом комплексе, в том числе, с использованием российской высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Для реализации подобных проектов ВЭБ.РФ готов финансировать покупателей такой продукции по льготной ставке. На форуме «Россети» предложили РФПИ рассмотреть возможность участия в финансировании ряда проектов цифровой трансформации электросетевого комплекса.
Принципы оценки экономической эффективности внедрения цифровых технологий
Основные принципы оценки экономической эффективности:
Сроки окупаемости различных цифровых технологий составляют от 5 до 10 лет. В целях оценки эффективности проектов по внедрению цифровых технологий срок окупаемости должен находиться в рамках базового периода тарифного регулирования и составлять не более 10 лет.
Отбор пилотных проектов для программы цифровизации «Россетей»
Согласно тексту концепции, цифровая трансформация должна обеспечить российский рынок современными технологическими решениями, применение которых обеспечит компании преимущество в темпах снижения удельных операционных и инвестиционных затрат, оптимизирует развитие, содержание инфраструктуры и структуру управления технологическими процессами. С этих позиций, основные практические задачи концепции «Цифровая трансформация 2030» включают:
SAIDI System Average Interruption Duration Index) — эквивалентная продолжительность перерывов в электроснабжении на одного потребителя, показывает среднее время отключения одного потребителя в системе электроснабжения.
где:
Ni – количество потребителей в системе, где был перерыв в электроснабжении (i);
ri – время перерыва(i), в часах;
Nt – общее количество потребителей в системе.
SAIFI (System Average Interruption Frequency Index) — эквивалентная частота перерывов в электроснабжении на одного потребителя, показывает среднее число перерывов на одного потребителя, который был отключен, в течение определенного периода времени.
Рассчитывается по формуле:
i – число перерывов, от 1 до n;
Ni – число потребителей в системе, где был перерыв в электроснабжении (i);
Nt – общее количество потребителей в системе.
Развитие кадрового потенциала
В процессе изменения существующей сетевой инфраструктуры сети, исходя из целей и задач «Цифровой трансформации 2030», в компании должны быть реализованы следующие стратегические инициативы:
Процессы, подлежащие пересмотру в рамках Концепции
Новые модели подготовки специалистов
Цифровая трансформация диктует новые требования к уровню знаний и профессиональной подготовки персонала. Мы должны повсеместно внедрять передовые HR-практики и модели работы по развитию наших кадров,- говорит Ольга Сергеева, главный советник ПАО «Россети».
Воспользуйтесь нашими услугами
Центр аналитических компетенций
Согласно концепции «Цифровой трансформации 2030», одним из первых шагов на пути создания цифровой компании, управляемой знаниями и бизнес-аналитикой, является создание Центра аналитических компетенций. Основной функционал Центра аналитических компетенций включает:
Создание современного Центра аналитических компетенций в ПАО «Россети» повысит информированность при принятии управленческих и стратегических решений, а также позволит выявлять и предотвращать возникающие технологические и организационные сложности.
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Советом директоров ПАО «Россети Московский регион» утверждена Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Московский регион» на 2021-2025 годы (протокол заседания СД от 01.04.2022№ 517)
Цель программы
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Московский регион» на 2021-2025 гг.
Выписка из Протокола заседания Совета директоров
Пояснительная записка к Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности ПАО «Россети Московский регион» на 2021-2025 г.
Презентация по Программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Целевые показатели программы
Программа предусматривает следующие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
Снижение потерь электроэнергии
В результате реализации Программы мероприятий снижения потерь планируется снижение уровня потерь электроэнергии до 7,32% от объема отпуска в сеть к 2025 году.
Рост уровня потерь в 2021 связан с существенным приростом электропотребления в Московском регионе, в том числе увеличением потребления населением со значительным ростом нагрузки на распределительные
Снижение объема потребления электроэнергии на хозяйственные нужды
Величина расхода моторного топлива определяется пробегом техники в рамках ее фактического использования для выполнения работ на электросетевых объектах Общества, а также длительностью работы резервных источников снабжения электроэнергией в рамках устранения технологических нарушений.
Мероприятия программы
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности включает в себя мероприятия, которые имеют «прямые» эффекты в виде повышения энергетической эффективности и экономии ТЭР, а также учитывает «сопутствующий» эффект в виде снижения потерь электроэнергии, получаемый в результате реализации иных производственных программ ПАО «Россети Московский регион» (программы перспективного развития систем учета электроэнергии на РРЭ, программы реновации (технического перевооружения и реконструкции), программы повышения надежности).
Мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности делятся на организационные (малозатратные) и технические мероприятия и включают в себя:
В состав организационных мероприятий с «прямыми» эффектами, направленных на снижение потерь электроэнергии включены:
В состав технических мероприятий, направленных на снижение потерь электрической энергии и имеющих «сопутствующий» эффект включены:
В состав организационных мероприятий, направленных на снижение расхода энергетических ресурсов и воды на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения, включаются следующие мероприятия:
В состав технических мероприятий, направленных на снижение расхода энергетических ресурсов и воды на хозяйственные нужды зданий административно-производственного назначения, включаются следующие мероприятия:
Выполнение программы энергосбережения
Отчет об итогах выполнения Программы в 2020 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2019 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2018 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2017 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2016 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2015 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2014 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2013 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2012 г.
Отчет об итогах выполнения Программы в 2011 г.
Проект Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года
Ежегодный мониторинг ЭС-2030 показывает, что ряд главных количественных параметров ТЭК (объемов внутреннего потребления и общего производства первичной энергии и электрической энергии) находится в диапазонах, предусмотренных ЭС-2030.
Наряду с этим, однако, сформировались тенденции, противоположные тем, которые необходимы для реализации ЭС-2030.
Так, пересмотра прогнозов развития потребовал начавшийся в 2014 г. геополитический кризис и введение рядом стран финансовых и технологических ограничений против России, изменение динамики мировых цен на энергоносители, ускорение научно-технологического развития и начало нового этапа существенно более жесткой глобальной конкуренции за ресурсы и рынки.
Указом Президента Российской Федерации № 216 от 13.05.2019 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, в которой большое внимание уделено планированию мер по обеспечению энергетической безопасности страны. С учетом положений данной доктрины, в Минэнерго России идет работа над проектом Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (ЭС-2035), который, как ожидается, будет направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти во второй половине ноября 2019 г.
Основные изменения ЭС-2035, по сравнению с ЭС-2030:
Наиболее значимым изменением является трансформация центральной идеи Энергетической стратегии страны.
Так, центральной идеей СтратегииЭС-2030 было представление о том, что ТЭК должен стать локомотивом развития экономики страны. Выступая в роли крупнейшего заказчика для многих смежных отраслей промышленности и экономики, отрасль ТЭК должна была внести весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики.
В ЭС-2035 центральной идеей является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. Фактически речь идет о смене ключевой парадигмы: вместо «локомотива развития» — «стимулирующая инфраструктура». Новая парадигма сфокусирована на обеспечивающей роли ТЭК, то есть создании условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.
Новая роль отрасли ТЭК в экономике обусловливает ряд других изменений в ЭС-2035:
В таких условиях при целевом росте экономики в 2,5 раза потребление первичной энергии в России увеличится только на 25 – 27%. При этом наибольшими темпами будет расти спрос на электроэнергию и моторное топливо (в 1,45 — 1,55 раза за 2010-2035 гг.). Душевое потребление первичной энергии возрастет за период 2010 — 2035 гг. на 30%, а электроэнергии — на 57%, что существенно повысит электро-вооруженность труда в стране.
Основными стратегическими ориентирами Энергетической стратегии России на период до 2035 г. должны стать:
Важнейшим направлением обеспечения энергобезопасности России в ЭС-2035 является рационализация структуры топливно-энергетической базы (ТЭБ).
Особое внимание в ЭС-2035 уделяется повышению энергоэффективности как главному направлению повышения эффективности экономики страны. Так, ЭС-2035 предполагает снижение уровня электроемкости ВВП на 40%, а энергоемкости – на 50% к 2035 г. (от уровня 2010 г.), без чего энергетический сектор неизбежно будет сдерживать социально-экономическое развитие страны.
Главной проблемой при этом называется значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, превышающий 1/3 общего потребления ТЭР в стране. В этой связи необходимо завершить начатую в 2009-2013 гг. работу по формированию целостной системы стимулов и механизмов для развития технологического энергосбережения.
Основные меры государственной энергетической политики в этой сфере включают: — развитие механизма энергосервисных контрактов;
В проекте ЭС-235 отмечается необходимость доработки и обновления регламентов, методик и стандартов в области энергоменеджмента, совершенствования СНиПов, а также разработки справочников наилучших доступных технологий, пакетов тиражируемых типовых инженерных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, примеров лучших практик их применения, развитие системы стандартизации и маркировки класса энергоэффективности для зданий, строений и сооружений, оборудования и техники, в том числе для транспорта.
Требуется также федеральная поддержка лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пилотных энергосберегающих проектов, организация обязательного энергетического аудита организаций (предприятий) с определенной периодичностью. Особое значение имеет реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства как крупнейшего потребителя топливно-энергетических ресурсов в стране.