Кулагин М. Избранные труды по акционерному и торговому праву
Необычайно привлекательной для капиталистов является также организация
власти в акционерном обществе. Владея контрольным пакетом акций, они осуществляют,
по сути дела, безраздельное господство в обществе, распоряжаются капиталами,
во много раз превосходящими их собственный вклад в основной капитал компании.
Теоретически контрольный пакет акций равен 51%. На практике же бывает
достаточно иметь 10-15% капитала, чтобы полностью определять политику
корпорации, состав органов управления. В гигантских же компаниях, где
число участников определяется десятками, а то и сотнями тысяч, контрольный
пакет акций нередко составляет всего лишь 1-2% общей величины акционерного
капитала.
Следует подчеркнуть, что контролировать акционерную компанию можно и
не будучи вообще собственником ее ценных бумаг. В настоящее время широкое
распространение получила практика передачи управления ценными бумагами
специальным отделам банков, инвестиционным компаниям или же руководящим
органам самой корпорации. При этом в странах континентальной системы права
используется договор поручительства, а в странах общего права — институт
доверительной собственности.
По законодательству большинства капиталистических стран только акционерным
компаниям разрешается выпускать облигации и иные ценные бумаги. Тем самым
укрепляется их положение на рынке капиталов, повышается их конкурентоспособность.
По мере того как акционерные общества превращались в основную разновидность
торговых товариществ, изменялась трактовка их правовой природы и в законодательстве
капиталистических стран, и в буржуазной цивилистической доктрине. Причем
в англо-американском праве указанные вопросы вообще не рассматривались
как проблема, заслуживающая сколь-нибудь пристального изучения. Акционерные
общества традиционно трактовались в странах общего права как корпорации,
т.е. как самостоятельные субъекты права. В силу исторических причин в
странах континентальной системы права юридической природе акционерного
общества всегда уделялось большое внимание.
Объединения капиталов, в том числе акционерные общества, появились как
определенное развитие объединений лиц. Последние, в свою очередь, восходят
к договору о совместной деятельности гражданского права.
Единственной санкцией за пороки образования акционерной компании договорное
право признавало объявление этой компании недействительной со всеми вытекающими
из этого последствиями. Во французской юридической литературе указывалось,
что нелогично объявлять акционерное общество со многими сотнями участников
недействительным только на том основании, что один из акционеров приобрел
бумаги общества под влиянием обмана. Вначале судебная практика, а затем
и законодательство ограничили возможности признания акционерной компании
недействительной.
Значительные (хотя и не столь очевидные) неудобства договорная теория
создала в области управления и контроля акционерного общества. Согласно
положениям ранее действовавшего Закона о торговых товариществах 1867 г.
управление делами анонимного общества осуществлялось одним или несколькими
администраторами, избранными акционерами из своего числа на определенный
срок. Администраторы считались поверенными акционеров со всеми вытекающими
отсюда последствиями. В частности, объем их прав свободно определялся
участниками акционерного общества и оговаривался в уставе компании. На
практике управление акционерным обществом стало осуществляться администраторами
коллективно, а исполнение принятых ими решений передавалось одному или
нескольким администраторам или третьему лицу, не являвшемуся участником
товарищества. Судебная практика признала, что указанные лица являются
поверенными администраторов. Таким образом, полномочия принадлежали им
в силу двойной делегации. Такая трактовка природы прав администраторов
как вытекающих из договора поручения противоречила интересам третьих лиц,
с которыми общество вступало в правоотношения, так как сделки, совершенные
администраторами за пределами полномочий, делегированных акционерами,
не связывали само общество.
Развитие французского акционерного законодательства и в еще большей степени
— судебной практики характеризуется отказом от договорной концепции прав
администраторов.
Стало быть, объем прав административного совета и президента — генерального
директора не зависит от воли участников акционерного общества, содержание
этих правомочий устанавливается законодательством. Закон 1966 г.
закрепил эту эволюцию. Ограничения прав административного совета или его
президента, содержащиеся в уставе акционерного общества, не могут противопоставляться
третьим лицам (ч. 3 ст. 98 и ч.4 ст. 113 Закона о торговых товариществах
1966 г.).
Бессилие договорной теории ответить на столь ожесточенную критику породило
теоретические поиски. С течением времени господствующее положение в вопросе
правовой природы акционерной компании завоевало учение институционализма.
С наибольшей обстоятельностью оно было развернуто в работах М. Ориу. В
настоящее время ее придерживается подавляющая часть французских юристов.
В уставы смешанных обществ включается положение о том, что общее собрание
не может принимать решения, наносящие ущерб государственным участиям.
Смешанные общества, как и государственные компании, находятся под постоянным
и многообразным государственным контролем. Так, в смешанных обществах
национального масштаба не собрание акционеров, а государство назначает
одного или нескольких ревизоров. Во многих случаях ревизоры — представители
государства передают отчеты не общему собранию акционеров, а соответствующему
министерству. В смешанных обществах местного масштаба один из ревизоров
обязательно назначается по представлению префекта. Этот ревизор помимо
своих обычных функций следит за сохранностью государственных фондов.
В большинстве смешанных обществ функционируют правительственные комиссары
— специальные должностные лица государства, которые назначаются правительством
или заинтересованным министром. На правительственного комиссара возложена
задача защиты интересов государства в этом обществе, для чего он принимает
участие с правом совещательного голоса в заседаниях административного
совета и общих собраний общества. У правительственного комиссара имеется
право вето на решения административного совета.
В тех смешанных обществах, которые прибегают к финансовой помощи государства,
или в тех, где государству принадлежит свыше 50% капитала, в обязательном
порядке назначаются государственные контролеры. В той или иной форме деятельность
государственных и смешанных обществ контролируется парламентом, правительством,
Комиссией по проверке счетов, Счетной палатой и рядом других органов государства.
В последние годы в правовом регулировании государственных предприятий
в капиталистических странах наметились две тенденции. Во-первых, правовой
статус государственных и смешанных обществ заметно приближается к правовому
положению юридических лиц частного права. Во-вторых, сближается правовое
регулирование различных видов государственных предприятий, происходит
определенная унификация их правового режима.
Несмотря на указанные выше изменения в правовом статусе государственных
и смешанных предприятий, их специфика такова, что не позволяет объединять
их с юридическими лицами, находящимися в руках частных лиц.
Исходя из сказанного, юридические лица буржуазного права целесообразнее
делить не на публичные и частные, а на государственные, смешанные и частные.
Юридические лица в буржуазном праве стран с дуализмом частного права
(Франция, Испания, Бельгия, ФРГ, Япония и др.) делятся также на юридические
лица гражданского права и на юридические лица права торгового. Деление
это имеет практический смысл, ибо торговые юридические лица регламентируются
специальными законодательными актами торгового права (торговыми кодексами,
законами о торговых товариществах и т.п.), а положения о юридических лицах,
которые включены в гражданские законы, применяются к торговым юридическим
лицам лишь субсидиарно. Кроме того, в ряде стран споры с участием торговых
товариществ рассматриваются в специальных торговых судах или трибуналах.
Следует учесть, что даже в тех странах, где отсутствует дуализм частного
права и правовое положение юридических лиц определяется в общих нормативных
актах, в частности в гражданских кодексах, все же принимаются отдельные
законы, специально посвященные образованию и деятельности предпринимательских
организаций.
И в этой привычной классификации произошли заметные изменения. Прежде
всего расширилось само понимание торговли. Торговля в экономическом смысле
— это посредничество в обращении товаров. Правовое понимание торговли
более широкое. Оно включает в себя не только собственно торговлю, но и
ведение производственной деятельности, осуществление транспортных, страховых,
банковских операций. В ряде стран к категории торговой деятельности стали
причислять отношения, которые складываются в связи с выдачей патента или
в связи с использованием произведения литературы, науки или искусства.
По существу в настоящее время любая хозяйственная деятельность считается
деятельностью торговой, кроме операций с недвижимостью или сельскохозяйственной
деятельности. Такое расширение торгового права объясняется соответствующим
расширением сферы действия товарно-денежных от-ношений в капиталистическом
обществе. В ряде стран качество торгового юридического лица определяется
не тем, какой деятельностью занимается данный субъект права, а тем, какова
его правовая форма. Так, в силу ст. 1 французского Закона о торговых товариществах
1966 г. считаются торговыми по форме и независимыми от предмета деятельности
полные коммандитные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью
и акционерные общества.
Но хозяйственной деятельностью в ряде стран (ФРГ, Франция) могут заниматься
юридические лица не только торгового, но и гражданского права. Так, согласно
Германскому гражданскому уложению гражданские союзы могут создаваться
с хозяйственными целями.
В некоторых законодательных актах последнего времени вместо традиционной
классификации юридических лиц частного права на гражданские и торговые
используется деление этих лиц на занимающиеся хозяйственной деятельностью
и не занимающиеся таковой. Например, согласно ст. 179 французского Закона
о судебном восстановлении и судебной ликвидации предприятий от 25 января
1985 г. отрицательные имущественные последствия открытия судебной
процедуры восстановления предприятия распространяются на руководителей
всех юридических лиц частного права, осуществляющих хозяйственную деятельность.
Следовательно, более правильным в настоящее время было бы деление юридических
лиц на преследующие хозяйственные цели и не преследующие таковых (т.е.
хозяйственные и нехозяйственные юридические лица).
В праве отдельных капиталистических стран (ФРГ, Швейцария) проводится
разграничение юридических лиц на корпорации и учреждения.
Под корпорациями понимают юридические лица, которые объединяют на началах
членства нескольких физических или юридических лиц. Учреждениями признаются
организации, которые создаются по воле одного или нескольких лиц, называемых
учредителями. Учредители для обеспечения работы организации выделяют определенное
имущество, именуемое целевым. Выгодами от деятельности учреждения пользуются
лица, которые не являются его участниками.
Между корпорацией и учреждением существуют и другие различия. Круг участников
корпорации определен заранее, тогда как дестинаторами, т.е. выгодоприобретателями
учреждения, могут быть любые лица, нуждающиеся в его услугах.
Предмет деятельности учреждения устанавливается по воле учредителей.
Цель деятельности корпорации формально определяется самими участниками.
Органы корпорации формируются участниками. Органы учреждения назначаются
или учредителями, или компетентным государственным органом.
Роль, которую играют учреждения в хозяйственной жизни и гражданском обороте
капиталистических стран, крайне незначительна.
Появление компаний одного лица, применительно к которым говорить о корпоративном
устройстве было бы абсурдным, сближает эти разновидности юридических лиц
(корпорации и учреждения).
В настоящее время расширяется категория юридических лиц, которую условно
можно назвать усеченными юридическими лицами. Указанные образования не
обладают некоторыми признаками правосубъектности, в частности не исключают
ответственности участников такого лица по своим обязательствам. Это прежде
всего полные товарищества, коммандитные общества, а также партнерства
в англо-американском праве. Перечисленные формы известны праву западных
стран много лет, но лишь недавно законодательство ряда капиталистических
государств наделило их правами юридического лица. Французский Закон о
торговых товариществах объявил полные и коммандитные общества юридическими
лицами. И в Англии, и в США партнерство, в отличие от компании (корпорации),
ранее не признавалось самостоятельным субъектом права. В настоящее время
положение изменилось. Рассматривая спор с участием партнерства, суд может
посчитать его юридическим лицом.
Механизм или порядок привлечения к ответственности участников таких усеченных
юридических лиц по долгам этих последних может быть различным. По праву
Франции, например, кредитор полного товарищества вправе предъявить претензию
к его участнику только после того, как окажется тщетной попытка получить
долг от самого товарищества. Напротив, в праве ФРГ кредитор полного товарищества,
которое в западногерманской цивилистической доктрине именуется относительным
юридическим лицом, может предъявить претензию к любому участнику, минуя
само товарищество.
В действующем праве и в доктрине буржуазных стран имеются и другие, более
частные классификации юридических лиц. Среди них по своему практическому
значению выделяется классификация торговых товариществ. Традиционно торговые
товарищества рассматриваются как коллективные коммерсанты. Однако не все
торговые товарищества являются юридическими лицами. Не признаются самостоятельными
субъектами права, например, негласные товарищества. Напротив, акционерные
компании и товарищества с ограниченной ответственностью во всех странах
считаются юридическими лицами. Именно эти организационно-правовые формы
ведения предпринимательской деятельности выступают как самое законченное,
последовательное воплощение института юридического лица. Некоторые буржуазные
авторы доходят даже до отождествления юридического лица и акционерного
общества.
В законодательстве развитых капиталистических стран содержится детальная
регламентация организации и функционирования этого вида юридического лица.
Надо учесть, что правовой режим юридического лица зависит не только от
его формы, но и от того, в какой области хозяйства оперирует данное юридическое
лицо. В последние годы во всех капиталистических государствах принято
огромное число актов, которые содержат специальные нормы, касающиеся создания
и деятельности юридических лиц в определенных сферах экономики. Обычно
в таких актах предписывается обязательное использование формы акционерного
общества (реже — товарищества с ограниченной ответственностью или кооперативного
товарищества). При этом в общий статус торговых товариществ подчас вносятся
весьма существенные изменения, относящиеся к порядку и процедуре создания
товарищества, системе отчетности, структуре и правам органов общества
и т.д. Например, особые законы определяют статус торговых товариществ,
которые занимаются банковской деятельностью. Подобные товарищества учреждаются,
как правило, не в явочно-нормативном, а в разрешительном порядке. Они
должны иметь более значительный, по сравнению с обычными обществами, основной
капитал. Государство устанавливает жесткий контроль за имуществом и операциями
банков. Строгий государственный контроль характерен для правового статуса
юридических лиц, занимающихся страхованием, некоторыми видами перевозок,
строительством и т.д.
§ 1. Правовая природа и сущность акционерной компании
В предыдущей главе мы отмечали причины появления и развития акционерной
формы. Вплоть до XIX в. акционерные общества в Европе были скорее исключением,
чем правилом. И только промышленная революция, потребовавшая небывалой
дотоле концентрации капитала, явилась мощным ускорителем чрезвычайного
распространения акционерных обществ. В свою очередь массовое создание
акционерных компаний означало глубокое преобразование форм частнокапиталистической
собственности.
Каковы же отличительные особенности акционерной компании, благодаря которым
она стала играть такую исключительную роль в капиталистической экономике?