Жилье
29 июл 2021, 08:35
Внимательное изучение всех граф в платежной квитанции поможет вычислить необоснованное увеличение платы за жилищно-коммунальные услуги
С помощью экспертов рассмотрим случаи, когда квитанция с расчетами должна вызвать подозрения.
Плата за тепло составляет наибольшую часть платежа за коммунальные ресурсы в жилищном секторе. Поэтому среди мероприятий по повышению энергоэффективности в МКД особое место занимает экономия тепла. При этом меры эти зачастую достаточно дороги, и неудивительно, что жильцы предпочитают реализовывать их не за свой счет. Сегодня – рекомендации эксперта по заключению энергосервисного контракта на потребление тепловой энергии в МКД.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Действительно, одна из возможностей – заключение энергосервисного контракта на установку оборудования, регулирующего подачу тепла в доме – АУУ, ИТП, БИТП (БТП).
Какие выгоды дает энергосервис регулируемым организациям в обоих случаях – когда они выступают либо как заказчики, либо как исполнители энергосервисных контрактов? В продолжение цикла статей по специфике требований энергосервисных контрактов рассмотрим случай для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Разобрав ранее случаи заключения энергосервисных контрактов для бюджетных организаций и многоквартирных домов, не оставим вниманием этот вариант и для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности – как этот механизм встраивается в программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ряд экспертов полагают, что здесь налицо ситуация «пчелы против меда», и организациям с утвержденными тарифами нет нужды заниматься энергосбережением вообще, и уж тем более – энергосервисом. Разберемся.
Энергосервис на тепло в МКД
Что может спасти энергосервис по тепловой энергии? Попробуем изучить протоколы совещаний в ФОИВ, ведь в них появляются поручения о развитии механизмов энергосервиса применительно к МКД, поручения по разработке НПА.
Протокол заседания Экспертного совета Минстроя РФ от 03.04.2018 (есть в редакции):
«Предложить региональным органам исполнительной власти на территории субъектов РФ до принятия законопроекта разработать и принять региональные нормативные правовые акты о направлении части сэкономленных при реализации энергосервисных договоров (контрактов) бюджетных средств на льготы по платежу по энергосервисным договорам (контрактам) для отдельных категорий граждан, аналогично применяемым льготам на соответствующие коммунальные платежи, с учетом того, что такое перераспределение бюджетных средств не повлечет дополнительных затрат региональных и муниципальных бюджетов»
Это значит, что потерянные льготы предложено компенсировать региональным бюджетам, забрав (секвестировав) полученную бюджетными учреждениями экономию по заключенным ими энергосервисным контрактам! Бюджетник страдал, заключал энергосервисный контракт в надежде высвободить часть средств, модернизировать системы энергообеспечения, а у него достигнутую экономию заберут. Ну и в конечном счете – это все равно наши с вами налоги и сборы. Да и без системы мониторинга результатов энергосервиса это сделать нереально.
Пожалуй, данный протокол можно забыть. Изменения в НПА до настоящего времени не вышли, эра А.В.Чибиса в Минстрое закончена.
Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ В.Л. Мутко от 20.02.2019 «Об энергосервисных контрактах в ЖКХ» (Звучит? Уровень? – есть в редакции):
п.6 – в срок до 30.04.2019 Минстрою России обобщить лучшие региональные практики по энергосервису в ЖКХ, сформировать рабочую группу по мониторингу и изучению, обеспечить методическое сопровождение проектов.
Итог мы видим, процесс не остановить, и нет предела совершенству.
Как воспользоваться полученной экономией?
Остается вопрос, как можно распорядиться полученной экономией ресурсов.
Изучив все НПА федерального уровня и толком не найдя ничего конкретного, остается изучать региональное законодательство, возьмем на примере Москвы.
Приказ № 227-ПР от 30.10.2017 «Об установлении Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории города Москвы» Департамента экономической политики и развития города Москвы (исполняют функции РЭК), п.27.3:
«При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия может быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».
За этими оговорками суть такова: чтобы использовать экономию, надо подписать Соглашение об экономическом стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемого вида деятельности (спасибо коллегам – поделились несколькими соглашениями, все работает). Сохранение экономии происходит на срок действия энергосервисного контракта плюс один год (но не более 7-ми лет).
Экономия может направляться на следующие цели:
- оплату энергосервисного контракта;
- финансирование мероприятий по энергосбережению (которые не вошли в контур энергосервисного контракта);
- иные цели, определенные организацией.
Особенности теплотехнического оборудования
Небольшое знакомство с видами оборудования, которое может быть установлено в рамках энергосервисного контракта на теплоснабжение.
АУУ – автоматизированный узел управления – позволяет автоматически регулировать температуру и давление как основные параметры теплоносителя в системе отопления, в зависимости от уличной температуры. Чем теплее снаружи – тем ниже температура воды, подающейся в дом, что и позволяет достигать экономии. АУУ также поддерживает заданную разницу давления в подающем и обратном трубопроводах.
Теплоноситель поступает от ЦТП в АУУ. Контроллер в составе АУУ после сравнения заданной в температурном графике (режимной карте) температуры теплоносителя с фактической дает команду насосам. Они смешивают теплоноситель из обратной магистрали с теплоносителем из подающей магистрали для достижения нужной температуры. Подача теплоносителя регулируется с помощью регулирующего клапана. Перепад давления в системе отопления регулируется с помощью регулятора перепада давления.
ИТП – индивидуальный тепловой пункт – это более сложная система. Целый комплекс датчиков, насосов и теплообменников фактически служит тепловым пунктом для отдельного дома, в зависимости от погоды автоматически снижает или повышает потребление домом тепла. Устанавливается обычно в подвальном помещении МКД. Подключен как к тепловым сетям (получает теплоноситель от ЦТП и регулирует его температуру подачи в контур отопления дома), так и к сетям водоснабжения (осуществляет подогрев воды для контура ГВС).
БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт. В отличие от ИТП, это законченное изделие заводской готовности, такой plug-and-play для коммунальной теплоэнергетики. БИТП устанавливают в помещении индивидуального теплового пункта здания, присоединяют к системам отопления, вентиляции, ГВС и другим потребителям тепла, а также к входящим теплосетям. БИТП может содержать различные модули, от этого зависит его функционал: коммерческий учёт воды и тепла, автоматическое управление температурой и давлением воды в системах отопления и ГВС.
Как бы просто мы ни старались объяснить, это сложное инженерное оборудование, возможны различные комплектации, разница будет и в схемах подключения. Поэтому потребуется разработка проекта, и эту работу необходимо включить в Техническое задание в список работ.
Два базовых варианта:
- Установка АУУ с подключением к ЦТП
- Установка ИТП с подключением непосредственно к магистральной теплотрассе города и водопроводной сети.
Для разработки проекта и технико-экономического расчета (и сравнения вариантов) нужны профессиональные компетенции. Обычно это сделает подрядчик – энергосервисная компания или РСО.
Подрядчик должен обеспечить соответствие проекта «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и помнить о необходимости корректировки гидравлических и тепловых балансов после реализации проекта. Проект необходимо будет согласовать с ресурсоснабжающей организацией.
Нормативы потребления
Норматив потребления — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден постановлением правительства России от 23 мая 2006 года № 306 (в ред. постановления правительства России от 28 марта 2012 года № 258).
Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат.
В каких случаях вносятся изменения в нормативы:
- изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;
- внесение изменений в правила, касающиеся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
- изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.
Большой долг за коммунальные услуги
Последствия большого долга за коммунальные услуги:
Начисление пени за несвоевременную оплату предоставленной услуги.
Претензия управляющей компании с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность. В ней указывается сумма задолженности, период ее образования и пени, начисленные за несвоевременную оплату услуги. В документе есть реквизиты для перечисления денежных средств и срок, в течение которого нужно погасить задолженность.
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Нередки случаи, когда у собственников жилых и нежилых помещений в силу различных обстоятельств образуются существенные задолженности по оплате ЖКХ, нередко суммы задолженностей исчисляются сотнями тысяч рублей.
Гражданское законодательство закрепляет положения, согласно которым срок исковой давности по задолженностям ЖКХ составляет три года, это срок, в течение которого УК может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности в принудительном порядке, при этом сумма задолженности, как правило, увеличивается на сумму пени и размер госпошлины. Чаще всего указанные суммы взыскиваются путем получения судебного приказа, то есть упрощенно, без проведения традиционных судебных заседаний.
Если должник имеет желание погасить имеющуюся задолженность, даже частично, он имеет право обратиться в управляющую компанию с заявлением о рассрочке платежа. Однако такое действие будет приниматься как признание долга и сроки давности на него уже распространяться не будут.
Отключение коммунальных ресурсов. Управляющая организация может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Но сначала его уведомят о предстоящем отключении и попросят погасить долг. Если он не исполнит просьбу, могут ограничить коммунальный ресурс.
Обращение в суд за взысканием задолженности. По решению суда в счет погашения долга может быть изъята бытовая техника, наложен арест на автомобиль и недвижимость, банковские счета и ценные бумаги.
Выселение неплательщиков. Законодательство позволяет выселить потребителя за долги по ЖКХ. Но это крайняя мера, к ней прибегают очень редко.
Из чего состоит плата за воду и электричество
Ежемесячная плата за холодную и горячую воду, а также за электричество состоит из двух частей. Это потребление самой квартиры и плата за содержание общего имущества (СОИ), объясняет Артем Майоров. Плата за квартирное потребление определяется либо по счетчику, либо по нормативу, установленному региональными органами власти. СОИ — разница между суммарным потреблением квартир и тем, что насчитал общедомовой узел учета. По словам эксперта, для начислений по СОИ есть верхний ограничитель — норматив, и если иное не принято решением общего собрания, управляющая компания не вправе распределять СОИ сверх норматива.
«Если СОИ в кубах или киловаттах кажутся высокими (типичный вопрос — где тот бассейн, который потребил 200 кубов воды на СОИ), то стоит проверить, принималось ли решение о расчете СОИ по узлу учета сверх нормативов. Также необходимо попросить в управляющей компании расшифровку начислений на квартиры и отчет о потреблении по узлу учета и проверить правильность расчета СОИ.
На СОИ сильно влияют несданные показания счетчиков. Например, в квартире прописан один человек, а проживают пять, соответственно норматив насчитывается на одного, все остальное идет в общедомовые СОИ. Если из поквартирного отчета видно, что в доме много «нормативщиков», то стоит поинтересоваться, когда в последний раз производился обход квартир в целях поверки индивидуальных счетчиков, говорит адвокат, специалист по защите прав потребителей Евгения Квартальнова.
Алгоритм подготовки энергосервисного договора на тепло в МКД
Нас не запугать, общее собрание собственников решило заключить контракт по общедомовым нуждам, что делаем?
- Определяемся с методикой распределения потребления на жилые, нежилые, общедомовые нужды.
- Обращаемся в РСО (поручаем УК обратиться) для определения возможности установки АУУ, ИТП, БИТП, стоимости и сроков установки (включая разработку проекта).
- Готовим технико-экономический расчет, за сколько лет окупится энергосервисный контракт по экономии тепла на общедомовые нужды?
- Стандартно готовим общее собрание собственников, ОСС (объявления, повестка, место и время встречи, порядок голосования, проекты документов).
- В решении фиксируем все согласно п.38.3 постановления Правительства РФ №491, наделяем УК (или представителя собственников) правом подписать энергосервисный договор с РСО.
- С учетом методик расчетов за потребленную тепловую энергию, оборудование, установленное в рамках энергосервисного договора, должно быть введено в эксплуатацию в декабре текущего (в год заключения договора) года, так как в январе идет перерасчет по фактическому потреблению за истекший год.
- И даже при соблюдении данных пунктов, будет непонятен механизм платежей, так как мы (потребители) платим либо по схеме 1/7, либо 1/12. В случае, если договор заключается с РСО, можно по согласованию с ней прописать, что отчетный период по договору – год, соответственно в январе происходит стандартный пересчет на основании фактических результатов за истекший период и корректировка в пользу жителя.
- Для РСО это также является плюсом – если они подписали регуляторное соглашение, то экономия, полученная в рамках исполнения энергосервисного контракта, может оставаться у РСО в распоряжении и направляться на собственные нужды РСО, в том числе на установку приборов учета по МКД.
- Не забываем отправить документы по ОСС в ГЖИ и загрузить их в ГИС ЖКХ.
Общий вывод. Давайте подождем выхода изменений в ЖК (их все-таки ждем в эту весну), проанализируем, что еще нужно поправить и изменить в региональном законодательстве и примем взвешенное (а не навязанное) решение о заключении энергосервисного договора по тепловой энергии на общедомовые нужды. Ну а кому невтерпеж – вперед в РСО! Хоть не так печально будет.
Регулируемая организация как исполнитель энергосервисного контракта
Остается отметить один момент: нигде не прописан механизм стимулирования организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, если она сама является Исполнителем энергосервисного контракта.
Как уже рассмотрено в предыдущих статьях, наиболее перспективным исполнителем энергосервисных контрактов по установке АУУ/ИТП/БИТП является как раз ресурсоснабжающая организация – опыт, возможность регулирования и модернизации систем по «кусту» подключений, соблюдение гидравлических режимов, а в части эффекта – оптимизация режимов теплоснабжения, высвобождение мощности для подключения новых абонентов, без увеличения генерации.
Энергосервис по сокращению потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения перспективнее всего осуществлять сбытовым организациям, расчет эффективности деятельности показывает, что получить средства по реализованному энергосервисному контракту за срок действия контракта выгоднее получения сбытовой надбавки. А если учесть текущие требования по внедрению механизмов энергосервиса – проще заработать на эско, чем вообще потерять сбытовую надбавку по данному потребителю.
Андрей Богатенков. Энергосервис на замене освещения в местах общего пользования МКД – советы заказчику
Андрей Богатенков. В помощь заказчикам энергосервисных контрактов на внутреннее освещение в бюджетных учреждениях
В наружном освещении кстати то же самое плюс возможность внедрения АИИС КУЭ, со снижением потерь и переводом в другую ценовую категорию.
Но в целом заказчику энергосервиса преимущества понятны лучше, в то время как Исполнителю не всегда. Например, по воде регулируемым организациям нет стимулов заниматься энергосервисом на объектах потребителя. Остается только внереализационный доход и, наверное, медаль, ну или грамота за реализацию энергосервисных контрактов.
Представляется, нужен комплексный подход, комплексное стимулирование деятельности при использовании механизмов энергосервиса.
Законодательная и нормативная база энергосервиса для регулируемых организаций
Начнем, как всегда, с матчасти.
Согласно ст. 25 Федерального закона №261-ФЗ организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ок, всем известно, но уточнить не лишне.
Требования к форме таких программ и отчетности о ходе их реализации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России) в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пока таковых нет: судя по информации на Федеральном портале проектов нормативных актов, о внесении изменений в Правила установления требований к программам более года назад прошел общественное обсуждение и был доработан, получил положительное решение по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия, но в Правительство направлен не был.
Значит, руководствуемся предшествующими НПА:
- РФ от 15 мая 2010 г. №340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»
- Приказ Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 г. № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства, и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации» – опять же, не отмененный, что чревато повторением коллизионной ситуации, аналогичной порядку сдачи энергодеклараций
- И есть ряд приказов ФАС России об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов естественных монополий, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Как проверить правильность начислений
На сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) есть калькулятор коммунальных платежей, который создан специально для потребителей, чтобы они примерно могли понять, правильно ли выставляет управляющая компания тариф или норматив в квитанции. Но это касается только коммунальных услуг (тепла, воды, электричества, газа), поясняет Алена Лежнева.
«Для проведения расчета в строки онлайн-сервиса нужно ввести свои данные, причем не только за отопление. Проверка наличия превышения подразумевает полный набор коммунальных услуг, которые оказываются в квартире в соответствии с платежными документами. Если в доме есть холодное и горячее водоснабжение, отопление и электроснабжение, но при расчете будет указана только услуга «Отопление», то такой расчет будет неверным. Поэтому для корректной проверки должны быть указаны все коммунальные услуги из платежного документа», — разъясняет руководитель юридического бутика «Формула успеха» Анна Грецкая.
За что жильцы платят управляющей компании
Согласно статье 161 Жилищного кодекса, многоквартирный дом может обслуживаться как товариществом собственников жилья (ТСЖ), так и управляющей компанией (УК). В обязанности ТСЖ или УК входят обслуживание общедомового имущества, ремонт и поддержание этого имущества в исправном состоянии. Именно за эти услуги они и выставляют счета жильцам, тогда как суммы в платежке по оплате ЖКУ имеют право выставлять только ресурсоснабжающие организации — в Москве это Мосэнерго, Мосводоканал и другие.
В Единый платежный документ входит плата за следующие услуги:
- горячее и холодное водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление;
- содержание жилого помещения;
- газ;
- капитальный ремонт;
- радиоточка;
- общедомовая телевизионная антенна.
Из всего перечня управляющая компания может выставлять счета только за содержание жилого помещения и капремонт.
Что дает энергосервис регулируемым организациям как заказчикам?
Нам более интересны два пункта в ст.25 закона 261-ФЗ:
2) П.8: «При осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (за исключением услуг по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков), не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств. При этом указанная экономия должна быть сохранена за организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и не может быть исключена из необходимой валовой выручки таких организаций на период не менее чем пять лет, а для организаций, которые оказывают услуги по передаче электрической энергии, и гарантирующих поставщиков, – на десять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, в том числе путем установления объема потерь энергетических ресурсов при их передаче, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по передаче энергетических ресурсов, на уровне, соответствующем уровню, имеющемуся до проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, с учетом заданной при установлении долгосрочных тарифов динамики снижения».
Много букв, но суть проста. Если реализуются мероприятия программы энергосбережения за счет внебюджетных источников (энергосервис в нашем случае), то полученная экономия остается в НВВ на срок до 5-ти лет, а у электросетевого комплекса – до 10-ти лет. То есть, организация получает защищенную статью расходов под НВВ на срок в 5-10 лет.
Энергосервис дает регулируемой организации возможность получить защищенную статью расходов под НВВ на 5-10 лет
Когда за вывоз мусора хотят взять больше
Управляющие компании нередко завышают суммы в графе «вывоз мусора» в надежде, что никто не обратит на это внимание. Если в квитанции за ЖКУ указаны неверные, по мнению плательщика, данные, необходимо сделать письменный запрос в управляющую компанию, говорит юрист юридической компании «Генезис» Алена Лежнева. По словам эксперта, УК обязана предоставить подробный ответ о размерах и перечне тарифов на вывоз мусора.
Однако по вывозу мусора вопросы возникают нечасто. Ведь все начисления производятся по нормативам потребления и тарифам, установленным органами власти региона, замечает Артем Майоров. Правильность тарифа можно проверить на сайте регионального комитета по тарифам либо сравнив с квитанциями в других домах, так как внутри каждого региона тарифы одинаковые. Плата за вывоз мусора (ТКО) не привязана к счетчикам и рассчитывается в каждом случае как ставка тарифа, умноженная на объем вывезенного мусора и площадь квартиры, резюмирует советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Владислав Журавлев.
Что входит в жилищно-коммунальные услуги
В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят:
- подача холодной воды;
- подача горячей воды;
- обеспечение тепловой энергией;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах;
- отопление;
- твердое топливо при наличии печного отопления;
- содержание и ремонт общего имущества;
- вывоз мусора.
Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal:
— Под коммунальными подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.
Квитанция на оплату коммунальных услуг
Единый платежный документ (ЕПД) — квитанция, которую получают собственники жилых и нежилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма. Счет за коммунальные услуги формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.
В ЕПД входит плата за следующие услуги:
- горячее и холодное водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление;
- содержание жилого помещения;
- газ;
- капитальный ремонт (для собственников);
- радиоточка;
- общедомовая телевизионная антенна.
Если в помещении установлены приборы учета, размер платы рассчитывается по формуле, в которой объем потребленного ресурса умножают на существующий тариф. При отсутствии прибора учета размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по формуле, когда на норматив потребления и цену ЖКУ умножается число проживающих в доме или квартире. В случае если прибора учета нет, но имеется техническая возможность для его установки, в формуле расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.
С января 2021 года россиянам начали начислять пени за долги по квартплате и обяжут проводить поверки счетчиков.
Субсидии на оплату коммунальных услуг
На льготы от государства на оплату могут претендовать следующие граждане:
- лица, занимающие муниципальные или государственные жилые помещения по договору найма, а также те, кто снимает жилье у других людей;
- владельцы жилья;
- лица, состоящие жилищных и жилищно-строительных кооперативах.
Также к категориям льготников относятся:
- граждане с низким уровнем дохода (малоимущие);
- семьи с тремя и более детьми;
- одинокие матери;
- безработные;
- пенсионеры;
- инвалиды.
Каким должен быть доход для получения субсидии
Если семья тратит более 22% своего общего дохода на оплату коммунальных услуг, она имеет право на субсидии. Но региональные власти могут устанавливать собственные льготы и субсидии по оплате ЖКУ. Например, в Москве максимально допустимая доля совокупных расходов семьи на оплату услуг ЖКХ установлена в размере 10%, в Санкт-Петербурге — 14%, в Якутии — 15%, в Омске — 18%, в Кемерово — от 5 до 17%.
Требования к энергосервисному контракту
По энергосервису на тепловой энергии знать нормативные документы важно, как ни в каких других направлениях – они просто обязательны к прочтению и осмыслению.
- Статья 19 федерального закона №261-ФЗ (указывает, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком).
- Статья 12 того же закона №261-ФЗ (регламентирует обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд).
- Статьи 154, 159, 160 Жилищного кодекса РФ – нужны в части структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
- Пункт 38.2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора для повышения эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества с УК, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом. Они также вправе наделить указанные организации полномочиями по заключению такого договора в интересах собственников или от их имени с энергосервисной компанией.
Если энергосервисный договор на общедомовые нужды заключается между собственниками и управляющей организацией, это отдельный договор наряду с договором управления многоквартирным домом.
Если дом управляется без УК, непосредственно собственниками, они вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
- Пункт 38.3 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Решение собственников помещений о заключении энергосервисного контракта принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать в том числе следующие условия заключения энергосервисного договора на общедомовые нужды:
- величина экономии тепла в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленной на общедомовые нужды тепловой энергии), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды,
- срок, необходимый для достижения такой величины экономии,
- цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты,
- срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.
- Пункт 38.4 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения.
- Пункт 38.5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Цена энергосервисного договора на общедомовые нужды определяется соглашением сторон такого договора. Обращаем внимание! Положения постановления Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» не действуют для расчета цены договора, она является результатом джентельменского соглашения сторон, зафиксированного условиями договора.
- Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса». Казалось бы, но нет. Рекомендованных форм энергосервисного договора такого рода нет, данное письмо содержит лишь форму для бюджетных учреждений. Поэтому единственный выход – если после прочтения статьи у вас возникнет желание заключить энергосервисный контракт – взять ручку/карандаши/ластик и отредактировать эти формы под себя.
По-хорошему, каждый регион должен утвердить типовую форму такого договора собственным нормативным правовым актом или приказом или распоряжением органа власти, курирующего ЖКХ. Имеет смысл поискать подобный акт в своем регионе.
На проект договора, по которому заключаются контракты в городе Москве, и который размещен на сайте энергосервисной компании, использовать не советуем. Он не утвержден никаким нормативным актом, в городе фактически действует устаревшая форма 2010 года (распоряжение Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы никто не отменял), которую никто не использует. Да и сам проект вызывает одни вопросы, но его уже рассматривали коллеги по цеху (ссылка в начале статьи).
Что делать при завышении сумм в единственной квитанции
Но спор управляющих компаний и две квитанции — это не единственный случай завышения ежемесячной платы за квартиру. Случается, что управляющая компания одна, а суммы в платежках буквально за месяц повышаются вдвое.
По словам основателя и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, чаще всего «задвоение» сумм по ЖКХ происходит из-за ошибок. Их допускает бухгалтерия управляющей компании, либо они обусловлены неправильной работой счетчиков и других устройств, фиксирующих потребление ресурсов.
«Если вы столкнулись с неправильным начислением платы за услуги ЖКХ, можно пожаловаться в управляющую компанию либо обратиться напрямую в организации, которые рассчитали неправильные суммы. Если перерасчет делать откажутся, стоит обратиться в суд. В моей практике был случай, когда человеку насчитали большую задолженность за предыдущие годы, хотя он оплачивал все услуги. И в суде помогло то, что он сохранил все платежки, подтверждающие исполнение обязанности по оплате услуг ЖКХ. В любом случае, если собственнику приходят платежные документы с большими суммами или по две квитанции от разных компаний, надо выяснять в чем дело и решать проблему», — говорит Вадим Ткаченко.
Адвокат Алексей Гавришев также отмечает, что «задвоение» счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг происходит с завидной периодичностью и связано чаще всего с неверными расчетами. «Если сумма в платежке завышена, необходимо направить в УК официальную претензию с уведомлением о вручении и требованием привести в соответствие расчеты по услугам ЖКХ. Если никакой реакции не последует, через 30 дней можно обратиться с исковым заявлением в суд. Кроме того, один из наиболее эффективных способов — подача жалобы в прокуратуру, которая обязательно проведет проверку сложившейся ситуации», — советует юрист.
Энергосервис на тепле в МКД – оценка масштаба
В отличие от предыдущих статей, здесь мы не можем сказать, что вся нормативная база создана, путь протоптан, нужно только разобраться, и можно заключать договор.
Андрей Богатенков. Энергосервис на замене освещения в местах общего пользования МКД – советы заказчику
Андрей Богатенков. Заключение энергосервисного контракта на теплопотребление в бюджетных учреждениях
Именно по заключению энергосервисного договора в МКД на тепло есть множество нюансов, которые буквально «кричат» – еще рано, еще не все НПА приняты, еще сохраняются вопросы для обеих сторон. А Инвестор может просто не получить возврат своих инвестиций.
Однако все же разберемся подробнее. Сначала оценим, насколько такая практика получила распространение.
С учетом того, что в подавляющей части жилищного фонда в России управление осуществляют коммерческие организации (УК), и именно они являются потенциальной стороной энергосервисного договора, заключение таких договоров можно отследить только через статистическую отчетность, к которой нет открытого доступа. Будем пользоваться доступными источниками информации. В одной из статей на EnergiaVita автор ссылается на данные официального сайта энергосервисной компании. Согласно им, только в МКД города Москвы заключено более 1,2 тысяч энергосервисных контрактов, согласитесь, это серьезный объем инвестиций и обязательств перед жителями.
Переход МКД Москвы на погодное регулирование отопления — почему это пока невозможно
Однако там же ставится под сомнение юридическая чистота подобных сделок. Разберемся, почему.
Все данные по отоплению должны быть в платежке
Расчет ежемесячной платы за отопление производится путем разделения общего объема тепловой энергии, которую потребил дом на площадь квартир, разъясняет Артем Майоров. Данные об общедомовом потреблении должны быть указаны в квитанции. Если их там нет, это повод данные запросить либо пожаловаться в орган жилищного надзора. Информацию о площади дома можно проверить на сайте ГИС ЖКХ. А дальше — простая математика, поясняет специалист.
Что делать в первую очередь при получении квитанции с завышенной суммой
Если что-то непонятно, можно обратиться в ТСЖ или управляющую компанию за разъяснениями. Эти сведения обязаны предоставить, они должны быть в последнем протоколе заседания собрания ТСЖ или УК, поясняет юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube:
— Каждый, у кого есть сомнения в ценообразовании управляющей компании по жилищно-коммунальным услугам, может проверить, какие тарифы установлены на территории того или иного региона. В каждом субъекте Федерации есть комитет по тарифам, специальный отдел или департамент при губернаторе, утверждающий тарифы на каждый год. Найти данные можно в интернете, в том числе в некоторых регионах на сайте МФЦ, либо запросить в отделениях МФЦ. В платежках эти расходы должны быть расписаны и понятны для конечного потребителя, соответственно, их можно сравнить с опубликованными тарифами.
Правила предоставления коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы, а также специализированные потребительские кооперативы. Кроме того, исполнителем таких услуг может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.
Предоставление коммунальных услуг собственникам возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, которые отвечают лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы многоквартирного или жилого дома.
Обязанности исполнителя:
- предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме;
- заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов;
- обслуживать инженерные системы;
- ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей;
- рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно;
- принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.
Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.
Типовая документация на энергосервис на освещении МОП МКД
Важно сделать ссылку на применение расчетно-измерительного способа определения объема потребления энергетического ресурса. Он утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 04.02.2016 №67 с Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Данную методику (раздел по внутреннему освещению) необходимо обязательно включать в состав приложений к контракту, это значительно увеличивает процент проектов, которым суждено жить. Не всегда линии внутреннего освещения выведены на отдельный счётчик, т.е. невозможно взять из показаний учета базовую линию и отчетный уровень потребления, возможно, часть помещений не входят в контракт, и так далее; единственный выход – пользоваться не просто цифрой со счетчика, а расчетами по утвержденной методике
Состав работ и оборудования. В зависимости от потребностей, может включать не только собственно светильники, но и датчики движения, другое инженерное оборудование, а также автоматизированные системы контроля освещения. С учетом текущего разнообразия светильников, датчиков и развития систем управления освещением, цена на полный комплекс работ по модернизации системы внутреннего освещения мест общего пользования кардинально не изменит экономику проекта. Все это необходимо указать в форме приложения к контракту «Перечень энергосберегающих мероприятий».
Срок проведения строительно-монтажных работ. Рекомендуем указывать не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.
Режим работы оборудования. Также необходимо оформить в виде приложения к контракту, указав время включения, выключения и снижения мощности по группам светильников, например:
- Группа 1 – светильники, работающие в темное время суток без снижения мощности (диммирования);
- Группа 2 – светильники, работающие в темное время для которых предусмотрен режим снижения мощности (диммирования);
- Группа 3 – светильники, работающие круглосуточно.
Дополнительная экономия. Очень желательно прописать в контракте, как будет распределяться дополнительная экономия, если она возникнет. Причем, чтобы не было лишних разногласий, рекомендуем решение, что вся дополнительная экономия остается у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения МОП и предложила свою цену – процент от экономии. И если такое положение не включить, энергосервисная компания имеет возможность запланировать минимально возможный размер экономии, который в любом случае достигнет, тогда все остальное будет считаться доп.экономией. Такая ситуация менее выгодна заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Как говорили в известной рекламе, «Мы не халявщики, мы партнеры!». Вот и энергосервисная компания должна стать для УК настоящим партнером.
Акт приемки монтажа энергосберегающего оборудования. Обязателен для оформления и подписания, проверки качества монтажа и дальнейшего расчета получаемой экономии.
Двухсторонние обязательства Заказчика и Исполнителя. Оформляются в соответствующих разделах контракта.
Переход права собственности. По истечении срока действия Контракта Оборудование, созданное или установленное, включается в состав общего имущества многоквартирного дома в установленном порядке. Оборудование, проектная документация, паспорта и сертификаты на оборудование передаются в Управляющую компанию по акту приема-передачи без дополнительной платы.
Досрочное расторжение. Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение контракта, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.
Уступка прав требования. Лучше указать, что уступка прав требования допускается, в настоящее время бурно развивается рынок факторинга энергосервисных контрактов, и это может быть выгодно обеим сторонам. .
Документооборот. Чем точнее распишем сроки и состав документов, которыми обмениваются стороны, тем меньше вероятность оказаться в Арбитражных судах.
Что оплачивать и куда жаловаться
Необоснованное завышение платы за квартиру возможно как при споре двух управляющих компаний, так и при неправильной работе счетчиков или ошибках бухгалтерии
Жильцы многоквартирных домов иногда сталкиваются с ситуацией, когда им приходят сразу два платежных документа от разных управляющих компаний. Разбираемся вместе с экспертами, почему это происходит и что делать собственнику, если с него требуют заплатить за ЖКУ дважды или просто сильно завышают сумму в квитанции.
Нормативная и законодательная база энергосервиса
- Статья 19 федерального закона №261-ФЗ. Важная формулировка: «Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.
- Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» утвердило, как определяется начальная максимальная цена контракта (НМЦК, НМЦД).
- Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса»;
- Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и «О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)»;
- Статья 154 Жилищного кодекса РФ. Плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги наравне с платой за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду и горячую воду.
Видим, что необходимая законодательная и нормативная база создана. Нет препятствий для заключения энергосервисных контрактов на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения объектов.
Как начисляют плату за ЖКУ
По жилищным услугам начисляются тарифы, определенные общим собранием собственников. При этом важно понимать, что какие бы работы в доме ни требовались, без решения собрания управляющая компания произвести начисления не может, объясняет руководитель управляющей компании «КомТехСервис» (Санкт-Петербург) Артем Майоров. Решения собраний публикуются на сайте управляющей компании и на сайте ГИС ЖКХ. Если в квитанции появились лишние строки, а данных о собрании на указанных ресурсах нет, это повод написать жалобу в орган жилищного надзора, говорит эксперт.
Что такое ЖКУ
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила предоставления ЖКУ и их оплаты, — это Жилищный кодекс и постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Что относится к жилищно-коммунальным услугам:
- подача холодной воды;
- подача горячей воды;
- обеспечение тепловой энергией;
- водоотведение;
- электроснабжение;
- газоснабжение, в том числе бытовым газом в баллонах;
- отопление;
- поставка твердого топлива при наличии печного отопления;
- содержание и ремонт общего имущества;
- вывоз мусора.
Подробнее: Что такое жилищно-коммунальные услуги: что входит, что делать при долге
Состав приложений (рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita)
Приложение № 1 Техническое задание на выполнение электромонтажных работ с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования электрической энергии на освещение мест общего пользования многоквартирных домов.
Приложение № 2 Объем потребления электрической энергии Заказчиком за Базисный год.
Приложение № 3 Снабжение МКД и тарификация.
Приложение № 4 Фактическое помесячное (поквартальное) потребление электрической энергии за Базисный год. Показатели экономии электрической энергии (планируемые).
Приложение № 5 Стоимость единицы электрической энергии.
Приложение № 6 Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Приложение № 7 Календарный план выполнения работ.
Приложение № 8 Форма Акта достигнутой экономии электрической энергии.
Приложение № 9 Форма Акта внедрения мероприятий по энергосбережению.
Приложение № 10 Режим работы Оборудования.
Приложение № 11 Форма Акта приема-передачи оборудования.
Приложение № 12 Форма Акта приемки монтажа энергосберегающего оборудования в многоквартирном доме.
Приложение № 13 Методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (Утверждена приказом Минэнерго России от 4 февраля 2016 года №67).
И последний совет. Необходимо предусмотреть формирование гарантийного или подменного форда оборудования в объеме от 2 до 5% от общего количества светильников. Это позволит службам Заказчика оперативно заменять вышедшее из строя оборудование, без привязки к срокам замены оборудования, прописанным в контракте. Если лимит фонда выбран – в действие вступает Технический регламент гарантийного обслуживания. Если лимит фонда не выбран к окончанию срока действия контракта – остатки фонда возвращаются Исполнителю по Акту.
В следующей статье – про энергосервис по тепловой энергии, также для МКД и бюджетных учреждений.
Андрей Богатенков. В помощь заказчикам энергосервисных контрактов на внутреннее освещение в бюджетных учреждениях
Особенности заключения энергосервисного контракта на теплоснабжение в МКД
В сухом остатке от изучения нормативной базы: пока заключать такой договор опасно.
Во-первых, допускается заключение энергосервисного договора по экономии тепловой энергии только на общедомовые нужды. А как выделить величину отопления на эти самые общедомовые нужды? По площади? А как же нежилые помещения, которые массово на первых этажах сдаются в аренду? А прибор-то общедомовой, индивидуальных приборов учета во всех квартирах и помещениях МКД нет.
Что говорит судебная практика? То же самое – только на общедомовые нужды:
Дело (кассация пройдена). Важное внутри. Позиция Департамента ЖКХ Минстроя России в лице заместителя директора департамента: энергосервисный договор на отопление заключается в отношении всей тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом. Однако эта позиция была отклонена судами первой и апелляционной инстанций.
Действительно, из постановления №491 следует, что энергосервисный договор может распространяться только на общедомовые нужды. Апелляционный суд указал, что в силу требований жилищного законодательства управляющая компания не вправе присваивать излишне уплаченные собственниками МКД денежные средства за оказание коммунальных услуг, иных услуг, согласованными с управляющей компанией, в отсутствие на то правовых оснований.
Во-вторых, как быть со льготниками? Ведь при снижении потребления тепла, снижается и размер льгот, а компенсации не предусмотрены (вопрос давно обсуждается, но до настоящего времени соответствующие изменения не вышли).
Много вопросов, и непростых. Однозначных ответов пока нет.
Решение общего собрания собственников для заключения энергосервисного контракта в МКД не нужно!
Заключение энергосервисного контракта на оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии на цели внутреннего освещения (именно такая формулировка правильная) не подпадает под действие статьи 44 ЖК РФ, которая регулирует вопросы, решаемые общим собранием жильцов.
Эти действия являются прямой ответственностью управляющей компании. Если УК государственная (муниципальная), необходимо проведение торгов по федеральному закону №223-ФЗ (по полному циклу, от планирования до закрытия) и заключение государственного (муниципального) энергосервисного контракта. Если частная – она может стать стороной энергосервисного договора.
В настоящее время на территории города Москвы заключена почти 1000 энергосервисных контрактов по внутреннему освещению МОП, начиная с 2014 года. Это позволяет давать определенные рекомендации. В частности, как доработать рекомендованную Минэкономразвития России форму энергосервисного контракта под специфику региона, а заказчикам учесть все необходимое и обезопасить себя от возможных проблем при реализации.
Выводы
Заключение энергосервисного контракта для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности – это, в первую очередь, высвобождение части средств на дополнительную модернизацию производства, передачу энергии и снижение износа основных фондов (и многое другое, по желанию, что можно прописать специальным приказом).
Для жителей МКД – потребителей организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, сохраняется, но мало используется возможность установки общедомового прибора учета и внедрения мероприятий за счет средств РСО как исполнителя энергосервиса (помним п.9 ст.13 261-ФЗ, отсутствует стимул у РСО заниматься данным вопросом, а также предыдущий разбор использования энергосервисного контракта по экономии тепловой энергии в МКД)
Чуть не забыл. Заключение Соглашения о стимулировании – региональные центры энергосбережения, это ваша прерогатива как центра компетенций, возможность повышения статуса центра. Становитесь стороной данного соглашения, трехстороннее соглашение интереснее двухстороннего, с функционалом разобраться поможем.
Алгоритм действий регулируемой организации для заключения энергосервисного контракта
- Необходимо подписать с РЭК или региональным органом исполнительной власти Соглашение о стимулировании;
- Скорректировать программу энергосбережения, запланировав в ней энергосервис;
- Необходимо приказом утвердить направления использования полученной экономии. В ряде случаев надо смотреть полномочия – что и как, и с кем согласовывать. Только не трогаем святое – оплату энергосервисного контракта – речь может идти только о средствах, оставшихися в распоряжении организации сверх этого;
- Заключить и реализовать энергосервисный контракт;
- Использовать полученную экономию на направления, прописанные в приказе по организации и Соглашении о стимулировании;
Как видим, профит есть, его реально можно посчитать, чтобы успешно использовать данный механизм.
Однако, насколько можно судить по информации в публичном доступе, массово используют эту возможность только в Группе «Россети»: объем заключенных МРСК энергосервисных контрактов по снижению потерь через установку приборов учета электрической энергии исчисляется миллиардами рублей.