Чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж кулинарного мастерства»

«ЧС техногенного характера и их возможные последствия»

План – конспект занятия

кандидат военных наук, преподаватель-организатор ОБЖ

высшей категории Зеленский Е.П.,

по основам безопасности жизнедеятельности со студентами первого курса

ЧС техногенного характера и их возможные последствия.

Что означает понятие  каковы её причины и способы защиты от её последствий?

1. Дать студентам знания о ЧС техногенного характера и способах защиты от их последствий.

2. Ознакомить студентов с источниками возникновения ЧС техногенного характера.

3. Формировать представление о современных способах и средствах ведения аварийно — спасательных и других неотложных работ.

1.Развивать учебно-организационные, учебно-коммуникативные, информационные и личностные компетентности студентов;

2.Развивать  познавательный интерес и способности в области обеспечения защиты от ЧС техногенного характера.

1.Прививать студентам стремление к получению знаний по вопросам защиты от ЧС различного характера, дисциплинированность и ответственное отношение к окружающему миру.

2. Воспитывать  студентов в духе готовности  к  действиям в условиях возникновения ЧС различного характера.

3.Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гордость за свою страну, готовность немедленно прийти на помощь.

занятие по комплексному применению ЗУН студентов, формированию новых знаний и умений.

Методы и приемы преподавания:

Место проведения занятия:

Материальное обеспечение занятия:

1. Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28; Закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ.

2. Наглядные пособия по Гражданской обороне: плакаты, стенды, схемы, методички.

3. Видеофильмы и DVD,CD-ROM диски по тематике ГО, аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов.

4. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный аппарат, телевизор, видеомагнитофон.

5. Подборка-выставка  методической литературы по теме урока.

6. Выставка рефератов учащихся по тематике урока.

7. Интернет-ресурсы и библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ.

8. Приборы: ВПХР, дозиметры (ДП-5а); ИСЗ — противогазы, ОЗК, Л-1.

9. Латчук В.Н., Марков В.В. и др., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2013

10. Библиотека электронных наглядных пособий. ОБЖ. 5 – 11 класс.    Министерство образования РФ. ГУРЦ ЭМТО. «Кирилл и Мефодий.2003г.

Актуальность темы определяется тем, что человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека как результат аварий и катастроф на различных объектах экономики и требуют понимания причин их возникновения и способов защиты от их последствий.

проблемное содержание темы урока;  данная тема является одной из самых сложных в разделе ОБЖ «Основы комплексной безопасности»;  коммуникативная направленность;  возможность использование различных педагогических технологий;

ОБЖ, физика, химия, биология.

1. ЧС техногенного характера и их причины.

2. Классификация ЧС техногенного характера.

Правила поведения в ЧС техногенного характера

1 Организационный момент

Проверка готовности студентов к занятию.

Сообщение темы и целей занятия.

2.Актуализация знаний учащихся,

1. Какие виды ЧС Вам известны?

2. На чём основываются  их возможные последствия?

3.Какие способы защиты от ЧС  Вы знаете?

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии  и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.

Формирование новых знаний и умений.

1. Первый учебный вопрос.  ЧС техногенного характера и их причины

В Федеральном законе «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера,  как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Читайте также:  Вологдаэнерго оао мрск северо запад череповец

Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или  иное событие к

обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

-ущерб окружающей среде;

-материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация  ( происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их. Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют , аварии с большим ущербом — , а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются .  (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

Возможные причины ЧС техногенного характера

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

1.Ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

2.Прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

3.Повышение технологической опасности и сложности производств;

4. Рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

5. Снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

6. Недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

7.Несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

8.Отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

9.Снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

2.Второй учебный вопрос: Классификация ЧС техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера классифицируются постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера по масштабу возможных последствий подразделяются на

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам:

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают

КРИТЕРИИ  классификации ЧС техногенного характера:

Анализируя классификацию чрезвычайных ситуаций, следует отметить следующие особенности

На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.

Аварии на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды вне санитарно — защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории предприятия.

Окружающая природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных веществ.

К ним относятся

Аварии с выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповым поражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объекту территории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительной территории.

Под водохозяйственными катастрофами имеются в виду затопления, образующиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений. К авариям на системах жизнеобеспечения населения относятся аварии на трубопроводах, при которых транспортируемые вещества выбрасываются в окружающую среду, аварии на энергосетях, а также на прочих инженерных сооружениях. Все они, так или иначе,

Читайте также:  Чувашэнерго личный кабинет физического

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон — жертв нет. Упал грузовик в реку — водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.

3.Третий учебный вопрос.  Правила поведения в ЧС техногенного характера

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ       По сигналу «» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5 км от предыдущего места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).         При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОПОВЕЩЕНИИ О РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ         Находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком (шарфом) и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери.                      Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указаний местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах (дверях) и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую пленку и поместите в холодильник (шкаф).       Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.       При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течение 7 дней по одной таблетке (0,125 г) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – ? часть таблетки (0,04 г). КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЭВАКУАЦИИ       Готовясь к эвакуации, приготовьте средства индивидуальной защиты, в том числе подручные (накидки, плащи из пленки, резиновые сапоги, перчатки), сложите в чемодан или рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее белье, документы, деньги и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.       Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите в мусоросборник быстро портящиеся продукты, а на дверь прикрепите объявление «В квартире №___ никого нет». При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрируйтесь у представителя эвакокомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените белье и обувь на незараженные.

Читайте также:  В тверьэнерго личный кабинет и АО « ТверАтомЭнергоСбыт» г.Тверь передача показаний приборов учета

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ АВАРИЯХ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ        Сообщите об аварии диспетчеру Ремонтно-эксплуатационного управления (РЭУ) или Жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭКа), попросите вызвать аварийную службу.       При скачках напряжения в электрической сети квартиры или его отключении немедленно обесточьте все электробытовые приборы, выдерните вилки из розеток, чтобы во время вашего отсутствия при внезапном включении электричества не произошел пожар. Для приготовления пищи в помещении используйте только устройства заводского изготовления: примус, керогаз, керосинку, «Шмель» и др., хозяйственные свечи и сухой спирт, соблюдайте предельную осторожность.      При нахождении на улице не приближайтесь ближе 5-8 метров к оборванным или провисшим проводам и не касайтесь их. Если провод, оборвавшись, упал вблизи от Вас – выходите из зоны поражения током мелкими шажками или прыжками (держа ступни ног вместе), чтобы избежать поражения шаговым напряжением.      При исчезновении в водопроводной системе воды закройте все открытые до этого краны. Для приготовления пищи используйте имеющуюся в продаже питьевую воду.

В случае отключения центрального парового отопления, для обогрева помещения используйте электрообогреватели не самодельного, а только заводского изготовления.  Помните, что отопление квартиры с помощью газовой или электрической плиты может привести к трагедии. Для сохранения в помещении тепла заделайте щели в окнах и балконных дверях, завесьте их одеялами или коврами. Разместите всех членов семьи в одной комнате, временно закрыв остальные. Оденьтесь

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ И ВЗРЫВЕ       При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вызовите пожарную охрану предприятия (при ее наличии) или города (по телефону 01).При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.       Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц. Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно,  убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро -, газо- и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара.Если Вы проживаете вблизи взрывоопасного объекта, будьте внимательны. Сирены и прерывистые гудки предприятий (транспортных средств) означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радиоприемник или телевизор. Прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации и действуйте согласно указаниям территориального ГОЧС.

Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а)  ЧС экологического характера;

б)  ЧС природного характера;

в)  ЧС  техногенного характера;

г)  стихийным бедствиям.

Авария – это ЧС

а)  возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б)  связанная с угрозой выброса  опасного вещества;

в)  повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

6. Подведение итогов. Преподаватель дает оценку работы на занятии каждого студента, отмечая правильные и интересные ответы, указывает характерные ошибки при обсуждениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *